Логин:
    Пароль:
      
Мы на Facebook
Наши акции и предложения
Обучение

Погода


    

El Mina

EL MINA - корабль ЕГИПТА история затонувшего в Красном море корабля 
Общее описание погружения и корабля:

Египетский корабль под именем «El Mina» лежит на дне недалеко от одноименного порта (и ресторана) г. Хургады на глубине до 30 м. Ввиду плохой видимости в районе погружения предлагается следующий порядок дайва – катер швартуется за мертвые якоря и протягивает конец до буев, установленных над потопленным кораблем. Дайверы сходят с катера группами и продвигаются по поверхности, держась руками за протянутый канат до буя. Далее идет погружение, держась за канат, идущий от буя до корпуса корабля. Группа приближается к кормовой части затопленного корабля, отцепляется от каната и движется вдоль борта, огибая носовую часть. Пройдя правый борт, группа вновь цепляется за канат и начинает подъем на поверхность. Из достопримечательностей объекта  - по имени корабля был назван порт г.Хургада.

В интернете в описании истории корабля можно найти следующее: «Эль-Мина – это советское судно, некогда переданное Египту. История гибели судна противоречива: по одной из версий корабль стоял на якоре и был потоплен израильской авиацией во время египетско-израильского конфликта. По другой версии судно наскочило на одну из своих же мин и затонуло.

Эль-Мина затонуло в 1970 году непосредственно в порту Хургады на глубине примерно 30 метров. 

Погружение на Эль Мина не требует спешки, так как вся возможная для погружения территория этого места составляет только 60 м в длину. По противовоздушным орудиям на борту корабля можно догадаться, что Эль Мина не была использована для пассажирских перевозок. В носовой части корабля находится место попадания бомбы в судно, где можно войти во внутреннюю часть корабля, а на носовой палубе можно увидеть цоколь отрезанного орудия. Смотрите, к чему Вы прикасаетесь руками на корабле, на корпусе и внутри судна встречаются опасные рыбы».
Видимость в месте погружения составляет около 15 м, глубина погружения – 28,5 м, и времяне больше 30 мин.

Осмотрев рэк сразу видно, что это тральщик и он действительно советского производства. Стоит только посмотреть на его ледокольный форштевень, и сразу станет ясно, что корабль не мог производиться для Красного моря – он делался для морей, где лед не в диковинку. Сопоставив же с тем, что Египет и СССР активно сотрудничали (в том числе и в военно-морской сфере) в период правления президента Г. А. Насера, все более-менее встает на свои места.

Подробности осмотра «El Mina» на дне такие:

1) Корпус корабля лежит на левом борту вверх повреждениями, упершись дымовой трубой и мостиком в грунт, и находится под скатом подводного холма. Грунт каменистый. Для осмотра доступен срез правого борта и верхней палубы, бортовые части надстройки, форштевень, днище корабля, правый боковой киль и винто-рулевая группа. Дымовая труба и мостик видны хорошо, но для подробного осмотра к ним предлагается не приближаться из соображений безопасности (правый борт с остатками снастей и палубного оборудования нависает над надстройкой и в этом месте корабля много крылаток). Срез кормы практически не доступен.

Комментарий: корабль, скорее всего, тонул вниз пробоинами по правому борту и при приземлении перекатился на противоположный борт, так как по корме с правого борта много мелких обломков типа леерных стоек и т.д.

Предположение о том, что «El Mina» тонул вниз пробоинами основано на многочисленных фактах того, что корабли, получившие боевые повреждения и терявшие плавучесть, как правило, тонули на поврежденный борт, который затоплялся водой быстрее, создавая крен (иногда суда опрокидывались, иногда нет).

Предположение о том, что «El Mina» перекатился, основано на том, что корпус лежит с креном в углублении, уткнувшись трубой, повреждениями вверх и под холмом. Если бы грунт был достаточно ровным, то вероятнее всего, корпус лег бы правым бортом вниз.

2) Вдоль борта на палубе виден конусообразный предмет длиной около 3 м, представляющий собой цилиндр с усеченными конусами на концах. Видны также остатки тральных вьюшек, но прочего трального оборудования и минного вооружения нет.

3) Фок-мачта отсутствует, и от нее остались какие-то фрагменты.

4) Корма корабля легла в углубление грунта, и корпус приобрел дифферент на корму, поэтому срез с минными скатами не виден, но зато носовая часть корабля возвышена и форштевень полностью доступен для осмотра с обоих бортов, при этом можно проплыть под нависающей носовой частью левого борта над дном. Интересно, что правый якорь находится в клюзе по-походному, а левый якорь с канатом вытравился и лежит на дне.

5) в носовой части корабля между форштевнем и фундаментом носовой артиллерийской установки видна вытянутая вдоль борта пробоина, которая располагается на срезе правого борта и верхней палубы. Площадь пробоины более 1 кв. метра, листы обшивки загнуты внутрь.

Комментарий: загнутые внутрь заусенцы пробоины говорят о том, что повреждение нанесено с внешней стороны, судя по вытянутости пробоины вдоль борта, бомба могла падать от кормы в сторону носа. Площадь повреждения небольшая, такую пробоину могла проделать авиабомба весом от 50 кг максимум до 100 кг (использование ракет не получило подтверждение с израильской стороны). Осколочных повреждений на борту и палубе не видно. Интересно то, что кроме этой пробоины выходного отверстия и прочих повреждений (вмятины, выпучины и прочее) также не видно. Доступ внутрь корпуса невозможен, так как проход узкий и в трюме живут крылатки, поэтому точно определить объем повреждений внутри корабля нельзя. Возможно, что авиабомба вообще не взорвалась, либо ее калибр действительно небольшой (максимум до 100 кг), хотя и 100 кг представляется много, ближе к истине все-таки 50 кг. В период Великой Отечественной войны стокилограммовыми бомбами наносились очень тяжелые повреждения боевым кораблям класса эскадренный миноносец до 2100 т водоизмещением, а тут тральщик водоизмещением до 600 т – и никаких следов повреждений! Учитывая, что авиабомба ударила под достаточно острым углом к диаметральной плоскости корабля, ее разрыв должен был сказаться на обшивке борта, но ни на правом, ни на левом борту никаких следов повреждений нет, а ведь корпус корабля в этом месте начинает сужаться к носу. Кроме того, 100 кг авиабомба после удара о препятствие пролетает достаточно большое расстояние (взрыватели авиабомб могут быть с замедлением, чтобы не повредить самолет), например, 100 кг немецкая авиабомба, сброшенная с 200-400 м бомбардировщиком «Юнкерс-88» попала в эсминец «Стремительный» (Северный флот, 20 июля 1941 г), пробила фундамент первого торпедного аппарата (у диаметральной плоскости корабля) и взорвалась только в машинном отделении у правого борта, т. е. пролетела несколько метров.

6) В кормовой части корабля ниже уровня ватерлинии в районе от правого машинного отделения в корму хорошо видна большая эллипсовидная плавная вмятина (ее нет на схемах, предложенных египетскими описаниями дайв-сайта). Размеры вмятины – вдоль корпуса до 6 м, поперек около 2 м, глубина – до 0,5 м.

Комментарий: вмятина очень большая без явных разрывов обшивки, но листы вероятно сильно ослаблены. Считать это повреждение результатом подрыва на собственной мине вряд ли правильно, так как якорные мины срабатывают сразу после удара о корпус корабля. На пробоины в бортах, которые оставляют якорные мины нельзя смотреть без содрогания, настолько вокруг взрыва все уничтожено. И это на кораблях большого водоизмещения, тральщик же мог быть просто переломлен или у него оторвало бы корму. Судя по тому, что обшивка не имеет разрывов, характерных для минных подрывов и ударов торпед, можно предположить, что вмятина - это след от гидродинамического удара близко разорвавшейся в воде авиабомбы.

7) Напротив вмятины в районе среза (правый борт-палуба) - большая щель размером где-то 2 м на 0,5 м вдоль борта. Борт целый, а листы палубы разорваны заусенцами наружу.

Комментарий: из-за чего это повреждение - затруднительно сказать; похоже на внутренний взрыв от последствий гидродинамического удара (заусенцы торчат наружу), либо это что-то механическое ( из пробоины торчат какие-то обломки).

8) На правом винте отсутствует одна лопасть.

9) Оба руля отвалены на левый борт.

10) В носовой части вблизи мостика виден круглый фундамент артиллерийской установки. 

Комментарий: вероятно, артиллерийская установка была снята после затопления корабля, так как легкие пушки всегда представляют ценность, достаточно легко демонтируются, поднимаются, и все это не требует специализированной техники (с учетом небольшой глубины затопления).

11) В носовой части корабля на надстройке выше фундамента носовой артиллерийской установки хорошо виден немного углубившийся в грунт спаренный зенитный автомат. В корме позади дымовой трубы находится аналогичная кормовая установка спаренного зенитного автомата, которая сохранилась несколько хуже, чем носовая, и ее можно рассмотреть, только сильно вглядываясь в это место корабля.

Комментарий: по внешнему виду спаренный зенитный автомат (один ствол возвышается над другим, на концах стволов раструбы-пламегасители и форме башенноподобного щита) весьма схож с 25-мм установкой 2М-3 советского производства.

12) В кормовой части корабля по правому борту осталась труба бомбомета, направленная под углом 90 градусов к диаметральной плоскости корабля.

Комментарий: глубинных бомб к бомбомету не видно, как и якорных мин (они брались только в перегруз). Возможно, что на борту корабля в день гибели их не было. Также как и то, что их собрали.

Что дают справочники

Тип потопленного корабля – морской тральщик. Его боевые задачи – определение границ минных заграждений и уничтожение последних, разведывательное и контрольное траление, прокладка фарватеров в минных полях, проводка за тралами кораблей и судов, участие в минных постановках.
Морской тральщик проекта 254 был спроектирован в ЦКБ-50 в 1946 г. коллективом под руководством главного конструктора Г. М. Вераксо (главный наблюдающий от ВМФ СССР капитан I ранга В. С. Авдеев) и производились в течение 1948-57 гг. Всего было выпущено 295 кораблей (с учетом модернизированных проектов 254К, 254М, 254А), из них произведено на судостроительном заводе «Залив» (г. Керчь) – 61 корабль, остальные произведены Средне-Невским заводом №363 (г. Ленинград).

Водоизмещение 535/569 т (стандартное/полное). Тральщик имел полубачную архитектуру. Корпус набирался по продольной системе, имел второе дно, форштевень с ледовым усилением и бортовые кили в качестве стабилизатора качки пассивного типа. Размеры корпуса – длина 58 м, ширина 8,75 м, среднее углубление 2,1 м. Корпус стальной (марка Ст.4с) сварной (тральщики этого проекта были первыми кораблями в отечественном ВМФ выполненными полностью сварными, собранными поточно-позиционным методом сборки корпуса из насыщенных секций и блоков) и имел 10 водонепроницаемых переборок. Бронирование – ходовая рубка была выполнена из гомогенной стальной брони толщиной 8 мм. На кораблях в советском ВМФ устанавливалось размагничивающее устройство (для защиты корабля от магнитных и индукционных мин).

Вооружение – две спаренных установки открытого типа 37 мм автоматических пушек В-11, располагавшиеся на баке и в корме (боезапас 4000 выстрелов). На модернизированном проекте 254М две спаренных установки В-11 заменялись на 45 мм одноствольные автоматические артиллерийские установки ЗИФ-17. Кроме того, на МТЩ устанавливались две спаренные установки 12,7 мм зенитного пулемета 2М-1 (боезапас 4000 выстрелов). Эти пулеметы на модернизированном проекте 254М заменялись на 25 мм автоматические артиллерийские установки 2М-3.

Для борьбы с подводными лодками МТЩ имел на вооружении два бомбета БМБ-1 (боезапас 10 глубинных бомб). В перегруз тральщик принимал на верхнюю палубу для минных постановок 10 мин КБ-3 или до 16 мин образца 1908/39 гг.

Тральное вооружение – контактный морской трал МТ-1 (углубление до 100 м), два буксируемых акустических трала БАТ-2, соленоидный электромагнитный трал ТЭМ-52 (углубление до 60-80 м) и цепной охранитель корабля ЦОК-1-40.

Максимальный ход корабля более 14 узлов (без тралов) обеспечивали два дизеля 9-Д, общей мощностью 2200 л.с. Движители – 2 винта. Маневренность корабля обеспечивалась двумя рулями. Корабль нес запас в 68 т топлива, что обеспечивало дальность хода в 1900 миль при полном ходе и 3800 миль при экономическом ходе в 10 узлов, а энергообеспечение кораблю давали два дизельгенератора ДГ-75 и один ДГ-25 (для работы с электромагнитным тралом).

Корабли имели следующее радиотехническое вооружение:

- навигационная радиолокационная станция «Линь» десятисантиметрового диапазона для обнаружения надводных целей с дальностью до 25 км с возможностью обнаружения воздушных целей на ограниченной дальности;

- радионавигационная система «Рым-К» с дальностью до радиогоризонта.

Кроме того, тральщик обеспечивался гидроакустической станцией «Тамир-11» (для обнаружения якорных мин), работающий в режиме эхопеленгования с дальностью обнаружения 2,5 км. Обтекатель гидроакустической станции выдвигался из килевой балки в носовой части корабля.

Корабль имел автономность в 7 суток при экипаже в 53 человека (по штатному составу ВМФ СССР – 5 офицеров, 7 мичманов, 11 старшин, 30 матросов). Данных по численному составу египетского экипажа тральщика нет.

Республике Египет в 1962 г. было поставлено на экспорт 7 кораблей данного типа. Номера и названия переданных кораблей в справочниках отсутствуют, поэтому точные данные о составе вооружения неизвестны и могут быть установлены только с привлечением архивных документов. Не исключено, что проданные Египту корабли прежде несли службу в составе Краснознаменного Черноморского флота. Судя по наличию на тральщике 25 мм зенитных автоматов 2М-3 этот корабль мог быть модернизирован.

Яндекс.Метрика
WebDive. Top100